Оконный наличник: ТЕХНОНИКОЛЬ HAUBERK наличник оконный металлический (Комплектация Hauberk)

Содержание

фотографии, виртуальный музей наличников, фотограф Иван Хафизов.

Публикации раздела Традиции

Резной оконный наличник — элемент деревянной архитектуры, знаком каждому. Традиционное убранство сродни кружевному воротничку на платье девушки, говорит о многом — обычаях, происхождении, авторском мастерстве. Наличник не просто украшение — это оберег, охраняющий дом. Ведь окна — глаза избы, а глаза, как известно — зеркало души… Вот душу каждого дома и охраняют разнообразные по форме и резьбе оконные стражи.

Фотограф Иван Хафизов заинтересовался этим элементом русского деревянного зодчества в 2007 году и с тех пор колесит по стране в поисках наличников. Как он рассказал «Культуре.рф», увлечение возникло неожиданно:

«Однажды я оказался в городе Энгельсе, и мне там абсолютно нечего было снимать. Вдруг я обратил внимание на цветные окошки. За несколько дней я сфотографировал больше сотни наличников и после собрал их в фотоколлаж. Потом в Интернете обнаружил похожий коллаж из Дублина, но только там это было обрамление дверей, а не окон. Я стал глубже изучать вопрос и выяснил, что в Европе и странах бывших католических колоний, как правило, резьбой украшались двери. А наличники есть только у нас и в Греции. Возможно, это как-то связано с религией. У католиков — двери, а у православных — окна. Я не уверен на 100 процентов, это мое предположение, потому что Греция, как и Россия, православная страна. Вообще повсеместно резные оконные наличники в России появились лишь в XVII веке, когда широко стало использоваться стекло».

Балашов

Борисоглебский

Борисоглебский

Борисоглебский

Челябинск

Энгельс

Энгельс

Энгельс

История наличников Ивана затянула, и в 2010 году для популяризации резного наследия России он создал виртуальный музей наличников Nalichniki.com, где разместил коллекцию снимков из 101 города.

Иван собирается объехать еще 399 городов, но для экспедиций нужны средства, поэтому он решил не только фотографировать очередные экспонаты для своего сайта, но и выпустить в свет иллюстрированное издание в нескольких томах, посвященное русскому резному наличнику.

Ижевск

Ижевск

Ижевск

Ижевск

Мичуринск

Мичуринск

Нижняя Синячиха

Нижняя Синячиха

По мнению Ивана Хафизова, такое издание необходимо по нескольким причинам: во-первых, деревянных домов, а следовательно и резных наличников, с каждым годом становится все меньше.

В наши дни сохранилось немногое. Те гражданские деревянные постройки, что сегодня еще живы, как правило, не старше XIX века. Во-вторых, оказывается, у нас до сих пор нет никакого научного исследования, посвященного наличной резьбе. Рецензентом будущего издания станет доктор исторических наук, заслуженный архитектор России, профессор Марк Григорьевич Меерович, так что все исторические факты будут тщательно изучены и проверены. А главное, о чем радеет автор идеи сайта и книги о наличниках, — это популяризация и сохранение культурного наследия России.

Рязань

Рязань

Самара

Самара

Спасск-Рязанский

Томск

Томск

Тула

Читайте также:

  • Самые культурные городки и деревни России
  • 150 лет Историческому музею: 5 интересных экспонатов
  • Гид по Красной площади: маршрут от Государственного исторического музея

Первый том будет посвящен резным узорам на территории Центрального федерального округа России. Далее Иван Хафизов хотел бы собрать материал для томов по Северо-Западному федеральному округу, Поволжью, Уралу, Дальнему Востоку, Санкт-Петербургу. Эта история началась 8 лет назад, и бросать ее на полпути Иван не собирается:

«Обидно, когда люди в Козьмодемьянске думают, что в Суздале наличники красивее. Оказывается, они их не видели, но слышали, ведь Суздаль — туристический город. На самом деле Суздаль интересен своими храмами, а наличники красивее в Козьмодемьянске. В Мышкине, поскольку это тоже туристический маршрут, наличники окрашены в яркие цвета, что придает городу особое очарование. А в Тюмени, Тобольске и Томске была традиция красить наличники в белый цвет. Это все очень интересно и увлекательно. Я хотел бы, чтобы об этом знал не только я, но и другие люди».

Тюмень

Тюмень

Тюмень

Тюмень

Кинешма

Нерчинск

Поворино

Шуя

Теги:

Города РоссииИнтервьюПубликации раздела Традиции

Наличник

Наличником называется накладное обрамление оконного или дверного проема, гладкое либо украшенное резьбой.

Дверной и оконные наличники

Томск, ул. Красноармейская, 79а; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Дверной и оконные наличники дома оформлены не просто в едином стиле, но с буквальным повторением отдельных элементов и их групп. Так, например, верхние щитки наличников двери и окон совершенно идентичны, на боковых стойках в обоих случаях присутствуют витые колонки и крупный руст снизу.

Первичная функция наличника – не декоративная, а чисто практическая: служить обвязкой проема, закрывать щель между оконной или дверной коробкой и стеной, препятствуя проникновению в дом холода, ветра и влаги.

Богато декорированные наличники

Томск, ул. Татарская, 25; фото В.В. Любимова, 2006 г.

Несмотря на то, что наличник не окрашен, он смотрится очень нарядно за счет обильного украшения всех структурных элементов. На отдельных участках поверхности можно наблюдать комбинацию нескольких орнаментальных мотивов (например, на верхнем щитке, где композиция «занавес с кистями» осложнена розетками, пальметтой и фигурами богини плодородия по обеим краям доски, а также резными накладками, повторяющими изгибы килевидного карниза), однако это не создает ощущения избыточности декора.

Появление на наличнике резьбы тоже вначале было связано не с украшением, а с защитой жилища, поскольку древний орнамент представлял собой сочетание магических символов, которые выступали как заслон на пути злых духов. Позже обереговое значение резного узора потеряло актуальность, и наличник стал восприниматься как один из декоративных элементов фасада.

Оконный наличник в общем виде повторяет прямоугольную (реже квадратную или иную) форму самого окна и состоит из двух вертикальных (боковых) и двух горизонтальных (верхней и нижней, надоконной и подоконной) частей.

Наличник с акцентированным верхом

Томск, ул. Татарская, 2; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Венчающий карниз-полочку ажурный гребень зрительно вытягивает верхний щиток в высоту и декоративно выделяет эту часть наличника.

Если боковые части обычно совершенно идентичны, то верхняя и нижняя, различаются, иногда довольно существенно. Это обусловлено тем, что верхняя часть, как правило, дополняется карнизом (выступом, отводящим от оконного проема дождевую или талую воду) и декорируется почти всегда более густо, чем нижняя.

Верхний щиток наличника

Томск, ул. Шишкова, 10; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Наличник в форме кокошника украшен ажурной резьбой растительного орнамента, карниз окаймлен сухариками.

О том, что верхний щиток оконного наличника был предметом особого внимания резчиков, свидетельствует большое количество конкурирующих наименований для этой части оконного обрамления: в литературном языке – надоконная, подкарнизная, фризовая доска, в народной речи – лобовая доска, лобань, реже просто лоб, а также платок и очелье. Как видим, в сознании русского человека надоконная доска образно отождествляется с верхней частью человеческого лица либо с прикрывающим ее головным убором, который, как известно, является одновременно и защитой, и украшением.

Верхний щиток наличника с вазончиками на карнизе

Томск, пр. Ленина, 8; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Всю нижнюю часть поверхности надоконной доски наличника занимает накладной орнамент «вазон с растением». Килевидный карниз украшен тремя точеными вазончиками.

Наиболее часто верхний щиток наличников домов Западной Сибири декорируется резными деталями, восходящими к языческой традиции оформления жилища (например, солярным знаком, ромбом как знаком земли, стилизованными изображения богини плодородия), а также распространившимися под влиянием каменной архитектуры барокко и классицизма изображениями занавеса с кистями, гирлянды с цветами и вазона с растением. Карниз же понизу обычно украшается зубчатым орнаментом (сухариками), а на его плечиках и по центру могут размещаться точеные фигурки-вазончики.

Именно особенности оформления верхней части обрамления обычно выступают основаниями для различных классификаций оконных наличников. Важными признаками принадлежности к тому или иному типу является наличие или отсутствие карниза, его форма, наличие или отсутствие надкарнизной части (фронтона и различных вариантов навершия, например, резного ажурного гребня или пальметты).

Наличник в виде плоской рамы

Томск, ул. Кузнецова, 30; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Модерновый наличник-рама имеет простой рисунок и весьма скромный декор, поэтому его выразительность можно оценить только в том случае, когда он рассматривается в совокупности с другими средствами оформления фасада здания.

Так, омский искусствовед Л.В. Чуйко на основании перечисленных признаков выделяет характерные для западносибирского деревянного зодчества формы наличника: традиционные (и возрожденные в период эклектики) кокошник (со скругленным верхом), килевидный наличник, наличник «конем» (с треугольным выступом посредине и плечиками по бокам), с полочкой и подзором; барочные наличники с волютами (завитками) и с разорванным карнизом; классицистические наличники с прямоугольным завершением и с треугольным фронтоном. Особняком в этой типологии стоит лишь модерновый наличник в виде плоской рамы.

Нижний щиток наличника

Томск, ул. Октябрьская, 55; фото В. В. Любимова, 2006 г.

Узкая подоконная доска украшена ушками, резными и точеными свесами, крупным рустом и композицией «вазон с растением»

Нижний щиток оконного наличника в народе называют подолом или фартуком, что вновь обращает на себя внимание единством защитной и декоративной функции. Он может быть узким (до 20 см) или широким (до полуметра), гладким или узорным (в том числе с двухъярусным декором), а также иметь фигурный край и свешивающиеся резные или точеные декоративные элементы (чаще центрированные одиночные либо расположенные по бокам парные – серьги).

Наличники с рельефными боковинами

Томск, пр. Ленина, 58; фото В.В. Любимова, 2011 г.

Боковые стойки наличника, украшенные объемными резными накладками, особенно выигрышно смотрятся не прямо, а сбоку, поскольку именно этот ракурс подчеркивает их рельефность.

Боковые стойки оконного наличника, или просто боковины, также редко остаются без украшения: в Западной Сибири они обычно оформляются в виде граненых или округлых балясин с перехватами, витых колонок, резных пилястр. На некоторых наличниках встречаются ажурные выступы (ушки, крылышки) в верхней, средней и нижней части боковых стоек, а также по бокам надоконной или подоконной доски.

Варианты оформления наличников на стене одного дома

Томск, пер. Нечевский, 11 / ул. Красноармейская, 51; фото В.В. Любимова, 2006 г.

Слева: наличник с волютным карнизом, стилизованным изображением богини плодородия на очелье, навершием в виде пальметты и волютными ушками; широкая подоконная доска также имеет волютное завершение, украшена крупным рустом и серьгами-кистями; боковины гладкие, что допускает наличие ставен.

Справа: наличник «конем» с композицией «вазон с растением» на очелье; карниз украшен сухариками, нижний край очелья – мелким рустом; узкая подоконная доска дополнена ажурным свесом растительного орнамента на основе комбинации волют и серьгами-ягодками; боковины оформлены как граненые балясины с округлыми вставками, что исключает наличие ставен, в верхней и нижней части декорированы ушками в виде удлиненных волют (сверху примыкающих к очелью), осложненных растительными элементами.

С учетом особенностей декора левый наличник может быть датирован как более ранний (ориентировочно второй половины XIX в.), правый – как более поздний (приблизительно начала XX в.). Вероятно, наличник «конем» был снят с другого дома и установлен взамен разрушившегося волютного (волютные завершения наличников преобладают на фасаде здания).

Встречаются, тем не менее, минимально декорированные (ромбами, рустом) и даже абсолютно гладкие боковые стойки, иногда удлиненные (выступающие за верхнюю границу надоконной и / или нижнюю границу подоконной доски).

Изобретательность западносибирских резчиков в комбинировании и видоизменении известных элементов и мотивов, мастерское сочетание различных видов резьбы и точения породило бесконечное многообразие вариантов оформления окна и сделало оконный наличник наиболее привлекательным элементом убранства дома в целом.

  1. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е.А. Ащепков. – М. : Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950. – 140 с. : ил.
  2. Куликова, Л.Г. Наличники городских многоквартирных домов деревянных домов Томска (конец XIX – начало XX века) / Л.Г. Куликова // Вестн. Том. гос. архитектур.-строит. ун-та. – 2006. – № 2 (13). – С. 97-109 : ил.
  3. Наличники в деревянной архитектуре Томска [Электронный ресурс] : [фот.] / фот. М.А. Дронов // Электронная библиотека ELIB.ТОMSK.RU / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина. – URL: http://http://elib.tomsk.ru/purl/1-22064/, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Плужников, В.И. Термины российского архитектурного наследия : слов.-глоссарий / В.И. Плужников. – М. : Искусство, 1995. – 160 с. : ил.
  5. Чуйко, Л.В. Архитектурно-декоративные элементы деревянного дома, их разновидности и оформление / Л.В. Чуйко // Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры : Омск и Тара, конец XIX – вторая половина XX в. / Л.В. Чуйко. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – [Параграф] 3.1. – С. 115-146 : ил.
  6. Чуйко, Л.В. Широкие подоконные доски в деревянном зодчестве Западной Сибири / Л. В. Чуйко // Динамика систем, механизмов и машин. – 2012. – № 5. – С. 340-345 : ил.
  7. Чуйко, Л.В. Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца XIX – начала XX в. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 4 (121). – С. 211-214 : ил.
  8. Чуйко, Л.В. Декоративные мотивы «больших стилей» в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX вв.: «занавес» / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 1 (125). – С. 237-242 : ил.
  9. Чуйко, Л.В. Варианты оформления верхнего щитка наличников в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX вв. К вопросу классификации / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 2 (126). – С. 253-257 : ил.
  10. Чуйко, Л.В. Разновидности западносибирских подоконных досок. К вопросу классификации / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 5 (132). – С. 208-215 : ил.

Window Casing — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(28 релевантных результатов)

Корпус — Дверная и оконная отделка


Нужна помощь?

Помощь в режиме реального времени доступна с понедельника по пятницу с 8:00 до 18:00 по тихоокеанскому стандартному времени и по субботам с 8:00 до 12:00 по центральному поясному времени.

Вы можете связаться с нами онлайн 24×7.

Свяжитесь с нами

  • Дом
  • Стена

  • Корпус