Резные деревянные наличники Тюмени. Наличники деревянные резные
Резные деревянные наличники Тюмени |
Мозаика из тюменских деревянных оконных наличников
Тюменские деревянные дома стоит показывать тем, кто считает, что сруб — это три окошка и шесть на шесть метров. Здесь же запросто строят дома вдвое, втрое и в пятеро больше вышеназванных размеров. А иногда встречаются и деревянные дома в 150 квадратных метров. Шесть на шесть двухметровых окон! Представляете?
Для начала дам определение наличникам Тюмени согласно своей же классификации.
Безставенные;Сделаны с применением глухой, рельефной резьбы;В большинстве своём старые — больше ста лет;Некрашеные или крашеные в один цвет.По принадлежности к стилю — барокко, классицизм.По сложности исполнения — 4.
1.
Наличник, оказавшийся первым в обзоре совсем не характеризует Тюмень. Это скорей исключение — крашеный в три цвета молодой наличник. Он здесь совсем чужой.
2.
3.
Вот красавец — обильно украшеное навершие и нижняя часть наличника и строгие боковые колонны. Сибирская важность и основательность — вот слова хорошо описывающие наличники Тюмени!
4.
5.
6.
Растительный орнамент часто встречается на наличниках Тюмени. Однако в отличие от европейской части страны — здесь он выполнен в техние объёмной резьбы, и поэтому даже листва здесь массивна и величественна.
7.
8.
9.
Свитки, виноградные листья и квадратные полуколонны — вот характерные детали Тюменского наличника.
10.
Хотя встречаются и совсем другие техники исполнения.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Вот этот наличник — новодел. Но разве ж об этом догадаешься? Да ни в жизнь! А всё потому, что его рисунок воспроизводит рисунок традиционных тюменских наличников — тех, что были здесь сто лет назад.
19.
20.
21.
Наличники подобные этому будут в дальнейшем ещё нам встречаться — объёмная резьба вообще распространена за Уралом и в Сибири.
В будущем нас ещё ждёт великолепный Томск и Нерчинск — где объёмная резьба приобретает совершенно немыслимые формы!
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Особенностью объёмной резьбы можно назвать наличие «пустого поля» — мест на наличнике совершенно незаполненных резьбой или рисунком. Если наличник выполняется в технике пропильной резьбы — таких мест нет и быть не может, поэтому наличник получается более легкий и воздушный. Здесь же он наоборот — тяжелый, доминирующий над остальной стеной.
30.
31.
32.
Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.
nalichniki.com
Резные деревянные наличники древнего Мурома |
Легенды об Илье Муромце повлияли на меня и от наличников Мурома я ждал чего-то невероятного, древнего и солидного. Однако оконные наличники здесь оказались весьма лаконичными, хотя и интересными. Удивило еще и то, что осталось деревянных домов украшенных резьбой здесь совсем немного.Муромские наличники были для меня первым примером выискивания наличников во вполне современном городе.Методика, надо сказать с тех пор не поменялась: кварталы частных домов на картах обычно обозначены маленькими непронумерованными прямоугольничками. Хуже если это не кварталы, а отдельностоящие дома. Тогда надо брать языка. И лучше не одного. Тут всё зависит от желания поговорить, владельцы хороших наличников как правило в курсе, что у них окно «ого-го».Но зачастую, они бывают и в курсе, что «на третьей отсюда улице направо, там во дворе пятиэтажки стоит ЖЭК в срубе начала девятнадцатого века, а то и раньше»…Вот так и ищутся хорошие окошки :)
В этой подборке много замечательных и просто интресных наличников. Но особое внимание я всегда привлекаю к последнему из них: наличинков с черепом мне больше видеть не доводилось.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
nalichniki.com
Резные деревянные наличники - УЗОРНЫЙ РФ
Резные наличники – это визитная карточка русского деревянного зодчества. В любой другой стране не встретишь такого многообразия и изобилия форм и узоров на фасадах зданий и сооружений. Никто точно не расскажет, благодаря чему они появились. Есть только догадки и предположения. Я согласен с тем, что украшение проема окна нужно и необходимо чисто конструктивно, то есть, чтобы окно приобрело законченный вид. В отличии от каменного домостроения не все деревянные дома с оконными орнаментами дожили до наших дней. И остались в памяти наших старших поколений. Конечно, жаль. В России раньше, в отличии от сегодняшних дней, был «информационный голод». Благодаря этому каждое поселение стало уникальным. Орнамент на дереве в одном селе, конечно, повторялся, но совершенно отличался от орнаментов любого другого поселения. Чем дальше, тем многообразнее становились узоры. Это доказательство того, что Россия была, есть и будет страной творческой. Резные украшения на доме символизировали богатство души и благосостоятельность хозяина дома и носили в себе законченность построенного объекта. Все стремились преобразить свой дом и украсить. И каждый это осуществлял по своему и по своим правилам. Существуют три предположения происхождения резных наличников: языческая и церковная, европейская и корабельная. Первая версия. Языческая или церковная. Она наиболее распространена и многие подразделяют эти два предположения на разные версии. Лично для меня, по отношению к резьбе, они слились в одну, потому что смысл один и тот же. Язычество, конечно, древнее православия на Руси. Но и наличники с тех времен не дошли до наших дней. Поэтому это все — мои догадки. На тех и других присутствуют архетипичные знаки и символы. Дом для каждого человека – это что-то родное, теплое, греющее сердце и душу. И для этого его надо оберегать и охранять от всего. Раньше стекло — это был дефицитный материал, и как следствие, оно было дорогим удовольствием. До стекла вставляли слюду, тонкие пластинки из липы, холсты, пузыри бычьи, паюс от рыбы, кожу, бумагу, а зимой замораживали лед. На благосостоятельных объектах из слюды делали витражи. Примерно век назад такие окна были в России. Естественно из-за этого проемы были узкие и миниатюрные и холодными зимой. Чтобы защитить их от холода и механического воздействия на наличниках появились ставни. Впоследствии когда стекло подешевело и стало доступным, ставни исчезли. Чтобы привлечь благополучие, урожай в земледелии или успех в жизни стала на наличниках появляться разнообразная символика, по другому — обереги. Люди верили и верят в эти символы и в практике моей просят в орнаменте их использовать. Символы подразделяются на разнообразные классификации в основе которых лежат архетипичные знаки. Человек никогда себя не отделяет от мира и от природы и на орнаментах это прослеживается в символах воды, земли, солнца (в восходе, в зените, в закате), растений (солярный орнамент) и животных (мифических в частности). Как и в вышивке, и в чеканке, и в резных наличниках символы располагались по своим канонам. Всему свое время и место. Вторая версия. Европейская. Эта версия берет начало с первой мировой войны. Наши солдаты (крестьяне) когда возвращались с Франции, высмотрели на фасадах каменных зданий разных городов различную стилистику оформления. И придя домой все увиденное отразилось на резных наличниках. Мне кажется города Санкт-Петербург и Москва также дали толчок развитию этого направления, так как градостроительство в различных европейских стилях было наиболее распространено. Это вдохновляло на творческие идеи оформления своих домов и усадеб. Третья версия. Корабельная. Деревянное судостроение было украшено все глухой резьбой и было эталоном красоты того времени. Над одним судом трудилось много резчиков и они украшали корабль в едином неповторимом стиле. По прошествии некоторого времени суда стали металлическими, а деревянные ушли в историю. Резчики вышли с палубы на землю и чтобы заниматься любимым делом переключились на деревянные дома и усадьбы. На обрамлении так появилась морская тематика и символика. По прошествии многих лет, что я изготавливаю наличники в орнаментах все вместе переплелось, символика усложнилась и узоры стали более ажурными. Этому всему повлиял технический прогресс. Я имею в виду, сама техника производства стала менее трудоемка и способов сохранения резьбы стало намного больше.
Резной наличник — это символ России.
xn--g1aeldkp4d.xn--p1ai