На наличники: Купить наличники на межкомнатные двери коробки дверные и доборы интернет-магазине RemontDoma

Оконные кружева. Ради чего фотограф Иван Хафизов десять лет ездит по российской глубинке

Ради чего фотограф из Лобни десять лет ездит по России в поисках самых красивых оконных наличников 

Десять лет назад фотограф Иван Хафизов отправился в командировку в Саратовскую область, в город Энгельс. Проходя по улице, он сделал фото деревянного дома с яркими ставнями. С этого момента началась история первого в России Виртуального музея наличников.

Случай меняет все 

На вопрос о том, сколько всего было снято материала за десять лет работы для проекта nalichniki.com, Иван Хафизов задумывается и потом рассуждает: 

«Смотрите, фото наличников — около 15 тысяч, наличников с фасадами домов — больше 80 тысяч. Точнее не скажу. Считайте сами: из одной только командировки бывает и по пятьсот фотографий, и больше. А у меня за последний год было больше сотни поездок. Вот так я съездил тогда в Энгельс. Теперь моя жизнь — фактически одно непрекращающееся путешествие по стране».

Фото ярких крашеных ставен в Энгельсе, сделанное десять лет назад, было лишь отправной точкой. На нем бы все и закончилось, если бы не наблюдательность и профессиональное любопытство Ивана Хафизова: бывая в разных городах России, он заметил, что наличники на окнах домов совершенно разные. 

«Так получилось, что срезу после Энгельса я поехал в Ярославскую область. Проехал Ростов Великий, Мышкин и поселок Борисоглебский. Потом последовала командировка в Нижегородскую область — в городок Навашино, и во Владимирскую — в Муром. Получилось, что за десять дней я посмотрел четыре области, и у меня как лампочка внутри включилась — смотрите, как странно, наличники на окнах в каждой области совершенно разные. Во всех командировках я стал их снимать». 

Поселок Борисоглебский Ярославской области. Такой дом с наличниками в виде кокошников в поселке всего один — вероятно, именно в нем жил резчик, так как обычно самая красивая и причудливая резьба встречается именно на домах мастеров.  

Путешествие в неизвестность

Первое время Иван снимал все дома, что ему попадались на пути, но потом он стал искать их целенаправленно. А как искать? Ему казалось, самый просто способ — это пойти в пожарную часть города. Ведь там наверняка должны знать, где у них деревянные дома. Но он ошибся. Оказалось, у пожарных нет данных о том, где каменные дома в городе, а где — деревянные. В краеведческих музеях тоже далеко не всегда могли ответить на его вопросы. Но очень скоро Иван научился определять, куда идти, пользуясь обычной картой местности. 

«Например, бывает, что город разрезает железная дорога, видно, что он развивался в основном в одну сторону, значит, за железной дорогой наверняка будут старые кварталы, частенько с резьбой, — объясняет фотограф. — Так, например, в Ижевске. И в этих старых кварталах можно найти много интересного. А дома побогаче чаще всего встречаются в историческом центре города». 

Ижевск. Оригинальные наличники, будто перевернутые вниз: местные жители утверждают, что чем больше на наличнике «капель»,  тем более это гостеприимный дом

Но Иван тут же добавляет: это все очень условно. «Охота» за наличниками — всегда путешествие в неизвестность. Бывает, все признаки говорят о том, что в конкретном месте должны быть интересные деревянные дома с резьбой, а на деле оказывается, что приезжаешь на место — и там пусто.

«Так было с Вологдой. Я поехал туда, помня знаменитую песню про «Вологду — резной палисад». Но на месте нашел буквально несколько домов с весьма ординарной резьбой. Бывает, конечно, и наоборот: есть городки, от которых ничего особенного не ждешь, а там оказываются настоящие открытия. Например, поселок Злынка Брянской области. Там были самые красивые наличники, которые я когда-либо видел, — с очень вычурной резьбой, колоссальной сложности».

Вологда.  В этом здании находится государственное учреждение. Дом недавно отреставрирован, он один из немногих в городе украшен резьбой

Никаких правил 

Искусство наличника пришло в Россию в XVII веке из Италии, после того как  в нашей стране открылся первый стекольный завод. Правда, в Италии подобие наличников — колонки, портики, подоконники — выполнялись из камня, на Руси же строить из этого материала могли единицы, поэтому камень заменяли деревом. Помимо декоративной есть у наличников и практическая функция: закрывать швы между оконной рамой и срубом. 

Название «наличник» в разных областях звучит по-разному: например, в Липецкой области — это «обналичник», на границе с Белоруссией ходит слово «лиштва» и там слово «наличник» многие даже не знают, на Урале — «белендряс», «обоконка». 

Иван говорит, что искусство резного наличника не имеет четких канонов, кроме одного — осевой симметрии (то есть когда правая сторона зеркально повторяет левую). Все остальные правила локальны. 

Считается, что самая пышная резьба — на домах побогаче: на самом деле это не всегда так.  

«Старой знати обычно не надо было никому показывать свой статус, все и так знали об их положении. Так, например, было в Переславле-Залесском, — рассказывает Иван. — А те, кто, как говорят, прыгнул из «грязи в князи», пытался поднять свой авторитет и пышно украшал дом резьбой». 

Томск. «Дом с жар-птицами» — местная достопримечательность.  Ему даже посвящен мультфильм «Сказки томских домовых», который рассказывает детям о томском деревянном зодчестве

Специалисту довольно просто определить, глядя на наличник, из какой он области, но большее значение имеет привязка не к местности, а к мастеру. Так же, как и городецкая или гжельская росписи начались с одного художника, так же и наличники начинаются с резчика. Резчики не ездили работать далеко от дома, в некоторых деревнях вообще нет резьбы — потому что не нашлось мастера.

«Как-то в селе Восход — раньше у него было забавное название Полтевы Пеньки — местная бабушка рассказала мне, что у них жил резчик-любитель, который украшал дома в 30-е годы, а потом ушел на фронт. Такие истории часто можно услышать, — вспоминает фотограф, — а вот в Новосибирск, Томск, Иркутск приезжали мастера из Петербурга, профессионалы, знающие и барокко, и ампир, имитировали в дереве каменную архитектуру, были и такие мастера, которые занимались восстановлением иконостасов, поэтому единых правил нет, везде они зависели от школы и вкуса мастера». 

Томск. Купеческий дом в Татарской слободе. Растительный орнамент декора отсылает к  татарским национальным узорам, а также к архитектуре барокко и итальянской резьбе по камню

Неуходящее искусство

Последние годы наличники можно увидеть разве что на старых деревянных домах, в новых дачных поселках вокруг больших городов их не встретишь, но Иван Хафизов уверяет, что мода на наличники в России никуда не уходит. Просто надо отъехать подальше от «цивилизации».

«Я как-то снимал в Ивановской области, там есть прекрасные дома с резными наличниками, спросил у местных: каких лет?  А они: эти прошлым летом поставили, эти — три года назад, а эти старые — десять лет назад», — рассказывает Иван.  

Особенно популярны наличники в национальных республиках, таких как Татарстан, Бурятия, Чувашия, — вероятно, потому, что небольшие народы более трепетно относятся к сохранению культурных традиций, считает фотограф. Например, в Татарстане принято делать наличники из жести и потом красить их краской. Издалека они почти не отличимы от деревянных. 

Кунара, Свердловская область.  Этот дом в стиле наивного советского искусства был построен в середине XX века кузнецом Сергеем Кирилловым . Украшен элементами и персонажами советской пропаганды и русских сказок. Несколько лет назад отреставрировать дом помог нынешний глава Екатеринбурга Евгений Ройзман 

Невосполнимые потери

Путешествуя по стране, Иван больше всего расстраивается, видя, как гибнут уникальные памятники деревянного зодчества. 

«В городе Кимры Тверской области сносят дома с чудесными наличниками, это огромная потеря, ведь это готовый памятник эпохи модерна, которого нигде больше нет. Очень обидно, что это не ценят», — сетует Иван. Многие наличники, запечатленные его камерой, уже уничтожены, и сегодня мы можем увидеть их только благодаря Виртуальному музею.

Сейчас Иван Хафизов готовит к выпуску книгу, в которой соберет самые красивые и оригинальные наличники, снятые им за десять лет работы. Деньги на издание книги Иван собирал с помощью краудфандинга — как и на свои командировки. 

Кимры. Дом в стиле модерн, принадлежавший сапожнику,  точная копия того, что был построен здесь в начале XX века. В 1900-е годы Кимры славились производством кожи и обуви, поэтому подобный дом мог себе позволить не только купец, но и обувной мастер 

«Люди очень тепло отнеслись к моему проекту, — рассказывает фотограф, — например, однажды я познакомился с директором сети гостиниц «Базилик», и его так впечатлила идея Виртуального музея, что он разрешил мне бесплатное проживание в его отелях во время командировок. Сам проект не приносит дохода, учитывая, что я почти все время трачу только на него. Держит на плаву продажа календарей, недавно вот ко мне подошла женщина на ярмарке и предложила сделать фотоальбомы, в которых каждое окошко было бы оформлено разными «наличниками». Идей много, и я надеюсь, что все получится воплотить. В ближайшем году у меня запланировано еще 85 поездок по России, после чего книга будет выпущена. Это будет первый сборник по домовой резьбе не в конкретном регионе, а в целом в стране. И надеюсь, это станет еще одним шагом в возрождении интереса к этому искусству».

Нижний Новгород. Наличники Нижегородской области отличает так называемая глухая резьба, которая считается наиболее сложной и тонкой. Делается с помощью стамесок и придает орнаменту выпуклость, объем и рельефность. Такое отличие от других областей объясняется тем, что в Нижнем Новгороде издавна жили резчики, которые украшали корму кораблей 

 

Над материалом работали

{{role. role}}:
{{role.fio}}

Поделиться

Говорящие наличники — Наш Урал и весь мир

Первое, что бросилось в глаза, когда мы приехали в Нижнюю Салду: нарядные наличники. Поэтому этой интересной историей хотим поделиться с Вами.

Творческая группа в составе 9-классниц Наташи Кузьминой и Маши Зуевой, а также педагогов Алевтины Волковой и Любови Зорихиной – послала свой проект на историко-краеведческий конкурс «Каменный пояс» и заняла второе место. Уже лет 7 ученики школы №10 принимают участие в Областном фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Побеждали на городском уровне, были отмечены на заочном туре в области. В этот раз достигли новых высот.

Окно с затейливой резьбой

– Мы выбрали направление «Лики многонационального Урала» и разработали тему «Окно с затейливой резьбой», – рассказывает Наташа Кузьмина. – У нас в Салде ещё сохранились дома с уникальными наличниками, есть ещё и мастера, изготовляющие наличники. В процессе работы тема нам нравилась всё больше и больше.

Откуда появились наличники, можно догадаться: строили дом, в оконный проём вставлялись рамы, а зазор между стеной и конструкцией окна с наружной стороны нужно было чем-то прикрыть. Так и стали делать наличники. Вскоре кроме чисто практической роли они стали настоящим украшением.

– В Салде наличники изготавливали по технологии пропильной (ажурной) и накладной резьбы, редко встречается резьба глухая. В большинстве своём наличники уже старые, некоторым больше ста лет, – посвящает в тонкости проекта Наталья. Вместе с напарницей они много ходили по улицам Салды и выискивали интересный материал.

– Красили их у нас в основном в три цвета – голубой, зелёный и белый, – продолжает девушка. – Всмотритесь – нигде на наличниках вы не встретите, например, жёлтого или красного.

Особые знаки

Вскоре научились находить и особые знаки. Выяснили, что первоначально домовая резьба носила культовый характер, языческие знаки были призваны оберегать жилище от врагов и природных стихий, обеспечивать плодородие, благополучие в семье.

– Узоры и мотивы, использованные резчиками, одни из самых древних, – продолжает вводить в курс дела педагог Любовь Георгиевна. – Верхняя часть наличника – навершие – символизировала небесный мир, там располагали основные узоры. Нижняя часть символизировала подземный мир, там минимум знаков. Боковые стороны – средний реальный мир.

На наличниках, изготовленных по всем правилам, каждый узор имел определённое место. Например, круг, символизирующий солнце в зените, или берегиня – фигура девушки, хранительницы домашнего очага, были только вверху. Небеса и небесные хляби в навершии символизировали «верхнее небо», небесные воды. По боковым сторонам (их ещё называли полотенцами) вырезали «бегущую волну», цепочки, витейки, змейки. Ромбами с точками внутри обозначали вспаханное и засеянное поле. Возможны и вариации. Внизу нередко изображали рыбу – древний символ христиан.

– Мастера в Салде есть. Большинство из них уже в преклонном возрасте, но они часами могут рассказывать о своём увлечении и посвящать в тайны ремесла, – делится одна из руководителей проекта Алевтина Волкова. – Печально, но даже слово «наличники» уходит, теперь это называют облицовкой. Изготовляют и новодел, но и это уже не то – просто красивый ажурный узор.

Дома за свой долгий век покупались-продавались, переходили по наследству, поэтому юным краеведам самим приходилось рассказывать владельцам об этих особых знаках. Многие из хозяев, по словам девочек, даже не подозревали, что на их окнах красуется, к примеру, птица-полдень с распахнутыми крыльями, ужики-господарики – хранители семейного очага или грозовые знаки, которые берегли от грозы. Хозяева в ответ обещали обязательно к праздничку привести окна в порядок и покрасить наличники.

– Встречались и богатые сюжетные орнаменты: берегини, небесные воды, рыбы – прекрасная старинная работа! Но оказывалось, что в доме с такими уникальными знаками никто не живёт, он заброшен, – говорит девятиклассница «десятки» Маша Зуева.

О мастерах

О салдинских мастерах – особое слово. Школьники познакомились с Иваном Ильичом Зиминым, проживающим по улице 8 Марта. Ему 84 года, его произведения – на десятках домов салдинцев, резал наличники соседям, родным.

Анатолий Гаврилович Травников – с улицы Карла Маркса, сам делал наличники для своего дома. Когда-то его обучил этому ремеслу коллега по работе Завьялов, тоже заводчанин и наш земляк.

Очень понравилось ребятам у бывшего заводчанина Николая Семёновича Патимова. Он тоже сам украсил свой дом и помог многим начинающим. Сейчас ему под 80, он не теряет оптимизма, энергичен и разговорчив, намерен жить до 100 лет и даже больше.

Владимир Федотов охотно делится опытом изготовления наличников. Фото Д. Мерзляков

Дом 59-летнего мастера Владимира Владимировича Федотова на улице Терешковой легко узнать. Он всегда с удовольствием проводит гостей в свою столярную мастерскую и показывает, как и из чего можно изготовлять наличники.

– С деревом работаю давно. Знаю, что на наличники пойдёт сосна, липа или ольха. Осина красивая, но будет лопаться, поэтому не советую. Меня никто этому ремеслу не учил. По зову сердца занялся. Изучал орнаменты, знаки, брал специальные книги, журналы. Некоторые экземпляры привозил из Дома книги Санкт-Петербурга, перерисовывал, копировал. Последние лет 5 «дружу» с интернетом, многие идеи беру оттуда, – со знанием дела рассказывает Владимир Федотов.

Опыт и знания он постепенно передаёт одному из внуков.

– Ему пока 10 лет, но вижу, что уже тянется к этому делу, интересуется резными узорами. Весь в меня! – гордится Федотов.

Автор статьи: Светлана САЛАХОВА

Особенности Конструкции дверей без наличников и со скрытой коробкой

  • Отличие дверей без наличников от традиционного варианта.
  • Невидимые двери
  • Область применения
  • Материал для изготовления скрытых дверей
  • Преимущества скрытых межкомнатных дверей
  • Размеры и установка
  • Подготовка стен к установке
  • Установка скрытой двери
  • Типы невидимых дверей

Желание создать уникальный дизайн привело к созданию этих особенных дверей. Это потайная дверь без отделки. Такая конструкция полностью сливается со стеной. Это необычное решение позволяет визуально расширить пространство. Отсутствие классической двери придает интерьеру исключительный вид.

Дверные коробки Classic имеют четко очерченные рамки. Они точно отмечают границу входа в стену. Стык между рамой и стеной закрывается наличниками. Даже с окрашенными в цвет стены наличниками они будут заметно выделяться. Это сильно ограничивает дизайнерские возможности, так как в данном случае дверь является одним из основных элементов интерьера и ее сложно скрыть.

Современный интерьер требует присутствия в самом минимуме деталей. Это привело к созданию прикладов без наличников.

Двери для ванных комнат или входные двери можно монтировать самостоятельно. Металлические конструкции лучше всего крепить специальными гвоздями.

Встраиваемый в стену блок, не имеющий короба и наличников, придает оригинальность даже классическому дизайну. При таком решении виден лишь небольшой зазор в стене, который можно закрасить в цвет стен. Для установки двери в одной плоскости со стеной используется специальный скрытый короб, который обычно не виден. Единственный фрагмент, который остается заметным, это небольшой зазор между полотном и коробкой. Дверное полотно можно выбрать любого цвета, оно также может стать продолжением рисунка на стене. Благодаря использованию скрытых петель и отсутствию привычной всем обшивки двери, она расположена в одной плоскости со стеной.

Это решение подойдет как для современного, так и для классического интерьера. Визуально расширяя пространство, можно прибегнуть к элегантному, нежному стилю. Дверные полотна можно оклеить обоями или покрасить, чтобы они идеально вписались в единый дизайн.

При желании сделать вход незаметным с обеих сторон можно использовать двусторонние скрытые двери. Двусторонняя устанавливается в тон стенам в обеих комнатах. »

Толщина полотна в данном случае равна толщине стены. В этом случае панель выполняется из каркаса или массива низкой плотности, что делает конструкцию достаточно легкой.

Когда необходимо ставить дверь без наличника?

  • Если в помещении много дверей, то массивные деревянные конструкции с наличниками значительно перегружают пространство. Двери-невидимки сделают проходы менее заметными, что освободит место.
  • При наличии узкого дверного проема, не позволяющего установить наличники или связанные со стеной проемы.
  • Помещения с округлыми стенами или входами неправильной формы. Нестандартная планировка требует нестандартных решений.
  • Интерьеры, стилизованные под эстетику минимализма или хай-тека, требующие минимума деталей и четких линий. Двери без накладок дополняют современный интерьер.
  • Ребенок проверяет пространство. Использование скрытых ручек и петель значительно повышает безопасность для детей.
  • Когда нужно визуально расширить пространство, особенно в небольших помещениях. При оформлении интерьера использование скрытых конструкций не будет ограничено пространством, определяемым проходом.
  • Установка двери, не привлекающей внимания или невидимой. Блоки без наличников сливаются с отделкой поверхностей, что делает их практически незаметными.

Использование дверей-невидимок дает большое преимущество при создании современного, оригинального дизайна интерьера, отличного от классических решений. Косяки без кожухов позволяют придать оригинальный внешний вид. Такая возможность появилась благодаря использованию скрытых дверных коробок. При размещении в тон стены дверь становится практически незаметной.

 

В дополнение к скрытым дверным коробкам используется ряд элементов, таких как особо скрытые петли, магнитные или скрытые замки, магнитные пломбы и скрытые ручки. Эта фурнитура позволяет добиться максимальной реалистичности при моделировании пространства окружающей стены.

Существует множество материалов и стилей отделки дверного полотна. Такие панели изготавливаются из экзотических пород дерева или могут быть окрашены акриловыми красками в цвета общей палитры комнаты. Акриловые краски бывают как глянцевыми, так и матовыми. Также возможно использование эксклюзивных материалов, например, кристаллов Сваровски.

«Дверные коробки для скрытых конструкций изготавливаются из алюминия, что дает конструкции солидный запас прочности. Для отделки поверхностей на этапе сборки используется специальный МДФ».

  • акриловое покрытие;
  • обычная и структурная штукатурка;
  • панели с разными текстурами;
  • облицовка;
  • мозаика;
  • зеркальное покрытие;
  • кожаный чехол

  • ;
  • обои.

9Блоки 0022 со скрытой коробкой имеют ряд преимуществ перед классическими межкомнатными дверями:

  • комфорт и функциональность;
  • Придает пространству уникальный и современный вид;
  • Обеспечивает хорошую звуко- и теплоизоляцию;
  • Большой выбор отделочных материалов и цветов;
  • Возможность полностью скрыть подъезд;
  • Современный индивидуальный дизайн;
  • Прочная и надежная конструкция.

Конструкция скрытой дверной коробки позволяет увеличить толщину дверного полотна до 50 мм. Это решение очень эффективно снижает уровень шума.

«Звукоизоляция стандартных межкомнатных полотен составляет 25 дБ, такой же показатель у скрытых блоков будет 35 дБ, что дает им несомненное преимущество».

Полотна составлены размером 1300х3500 мм. Иногда высота панелей равна высоте помещения, в котором будет установлен агрегат. Толщина полотна от 40 до 60 мм. Сплошная толщина дает значительное увеличение шумоподавления. Это решение достигается за счет использования инновационных технологий.

Установка потайной конструкции требует больше времени и усилий, чем классические межкомнатные двери. Скрытый короб рекомендуется устанавливать при возведении стен, поэтому при планировании ремонта следует заранее подумать об установке. В зависимости от материала перегородок способ установки может различаться.

При кирпичных стенах газосиликатные блоки устанавливаются в короб перед нанесением штукатурки. В гипсокартонных перегородках монтаж осуществляется на каркас из металлического профиля. Готовая настенная коробка устанавливается после снятия штукатурки возле дверного проема. После установки наносится штукатурка или монтируются листы гипсокартона, которые затем скрывают короб.

Обязательным условием для установки скрытого каркаса является толщина стены не менее 10 см. Это очень важно для несущих стен и перегородок. Важно соблюдать эти размеры, чтобы не создавать трудностей при его установке. А также необходимо учитывать, что дверь будет выставляться по горизонтали и вертикали.  

Если у вас нет достаточного опыта для установки раздвижной двери, лучше прибегнуть к услугам мастера. Услуги по установке предлагаются производителем и поставщиком. В этом случае на установку распространяется гарантия.

Укладку лучше всего производить до того, как пол будет готов. Коробка устанавливается на специальные анкеры. Для выравнивания каркаса по высоте и горизонтали используйте уровень и монтажные клинья. После этого зазор между коробкой и стеной заполняется двухкомпонентной монтажной пеной. Затем на короб наносится специальный высокоэластичный раствор для предотвращения образования щелей между штукатуркой или гипсокартоном и каркасом. Использование специального раствора предпочтительнее армированной сетки или флизелина, так как эти материалы плохо поддерживают поверхностные колебания.

«При установке каркаса учитывать толщину штукатурки, подготовку стен, толщину чистового пола. Установка скрытых дверей требует точной подгонки и установки».

Любая ошибка в размерах может привести к тому, что панель просто не раскроется полностью, и образуется заметный зазор. Дополнительные петли необходимо устанавливать, если полотно расширяется.

Скрытые двери появились относительно недавно. Они уже успешно используются в современных офисах, ресторанах и учреждениях.

Различные приложения привели к созданию конструкций различных типов:

  • Качели с левым или правым навесом;
  • Выдвижные конструкции с раздвижным полотном по типу купе;
  • Двусторонние отверстия в обоих направлениях;
  • Конструкции двойные распашные;
  • Поворотные схемы.

«Поворотная схема применяется, когда в проходе образуется большой трафик, классическая распашная дверь в этом случае становится помехой».

Скрытые межкомнатные двери сочетают в себе минимализм и функциональность, что делает их незаменимым атрибутом современного интерьера. Использование алюминиевого каркаса делает конструкцию более надежной и долговечной. А специальные аксессуары, такие как магнитный замок, скрытые петли и скрытые ручки, позволяют сделать так, чтобы дверь сливалась с фоном стены.

 

Детали-прорезки для оформления наличников

Кроме резных деталей крупного размера для оформления наличников широко применяют мелкие детали, или порезки, которые крепят гвоздями. Детали-порезки изготовляют разной формы и размеров (рис. 107).

107. Детали сложные в исполнении для оформления наличников

Горох выполняем так. На токарном станке заготовку обтачивают, а затем пилят или острагивают. Если станка нет, то плоскую заготовку, на которую наносят контуры изделия и по контурам вырезают его чаще всего ножом-косячком. Однако это сложнее, чем включить станок.

Бусины состоит из набора различных деталей, как: горох, чечевица и т. д. На заготовку наносят контуры деталей, а затем обтачивают на токарном станке или вырезают.

Некоторые бусины после вытачивания или вырезания следует дополнительно обработать, чтобы придать им нужную форму.

Чешуйчатый Порезку выполняют полукруглой и прямой стамесками, а также резцами со скошенным лезвием. Полукруглое долото ставят строго вертикально по отношению к заготовке, нанося по нему несильный удар (кулаком или киянкой) или нажимают на него с такой силой, чтобы долото углубилось в заготовку на нужную глубину.

Затем, наклонив резец со скошенной кромкой, спилите древесину, начиная от выпуклой кромки чешуйки.

Для порезок, которые выполняют только вручную, берут заготовку плоскую и ровную со всех сторон, а также с углублениями или возвышениями. Для работы применяют различные резцы: полукруглые, прямые со скошенным лезвием и ножи-косячки.

Элементарные детали для оформления наличников (108) выполните рис. в основном вырубкой, строганием, сверлением и зачисткой прямыми стамесками, реже резцами.

108. Простейшие детали для оформления наличников:
А — треугольные бруски; — стусло для выполнения пропилов на треугольных брусках; в детали резной формы; г — ромбы; д — каннелюры с острыми сенками и дорожками

Треугольные бруски (рис. 108, широко применяют для оформления наличников. Они могут быть гладкими или с прорезями. Изготавливают их так. Берут доску нужной толщины, строгают с двух сторон, на пласти, маркируют на конце торчат треугольники нужной формы, проводят на пласти риски и на другие нарезные бруски. Для удержания таких брусков во время строгания в нужном положении необходимо расположить простейшие подпорки в таком количестве, чтобы бруски во время строжки не прогнулись.Подпорки крепят к ровной доске, укладывают на них брусок, упирают его одним концом в плоскость.Пятиугольный брусок лучше сделать из двух брусков (квадратных, прямоугольных или треугольных), скрепив между собой клеем или гвоздями.

Когда на треугольной бруске требуется устроить прорези или получить фасонный гребень (рис

Детали разной формы (рис. 108), выполняют на квадратных, треугольных, прямоугольных, трапециевидных брусках. Трапециевидные бруски, например, изготавливают из квадратных или прямоугольных путем строгания.На брусках, а проще заготовки, делают соответствующую разметку, а затем вырезают и вырезают детали.

Ромбы (рис. 108, широко применяют для отделки наличников, карнизов, лопат, заборов и т. д. Изготавливают их так. Берут доску по ширине ромба. Строгают со всех сторон, проводят риски, размечают форму ромбов, выпиливают заготовки в соответствии с рисками.Стороны ромбов после раскроя могут быть шероховатыми, после чего их острогывают, зажимая в верстачных тисках, при желании снимают фаски.

На гладких с лицевой стороны ромбах можно просверлить сквозные или потайные (глухие) отверстия нужного диаметра. Сделанные ромбы приклеивают или прибивают к заготовке.

Ромбы, показанные на рисунке, распилить и вырезать. Они остаются монолитно связанными с заготовкой, над основанием которой возвышаются на нужный размер.

Бывает, что боковые стороны наличника не гладкие, а с каннелюрами — желобки (рис. 108, г). Каннелюры выполняют с острыми усенками, а также с дорожками или лентами. Глубина каннелюр может быть разной. Для их выполнения на торцах заготовки чертят каннелюры, на пласти проводят риски и на них галтели выстрагивают заготовку.